Бруно Шульц (1892-1942)
Бруно Шульц (польск. Bruno Schulz) — польский писатель и художник еврейского происхождения, классик ХХ века. Наиболее известен сборниками новелл «Коричные лавки» и «Санатория под клепсидрой». Жил и работал в Дрогобыче, где его творчеству посвящён литературный музей. Он был евреем, но классик он мировой литературв. Писал на польском. Гениально писал.
Родился Бруно Шульц 12 июля 1892 года в Дрогобыче, Австро-Венгрия (ныне Украина). Погиб 19 ноября 1942 года в Дрогобыче.
Польский писатель и художник. Сборники новелл Шульца «Коричные лавки» (1934) и «Санатория под клепсидрой» (1937) считаются шедеврами европейской литературы XX века.
Младший сын в семье владельца мануфактурной лавки Иакова Шульца и его жены Генриетты, Бруно родился в Дрогобыче, бывшем в то время захолустной окраиной Австро-Венгрии. Реалии Дрогобыча, его кривые улочки, лавки, гимназия, театр будут для Шульца таким же постоянным источником художественного вдохновения как Витебск для М.Шагала.
В ближайшем окружении Шульца говорили на смеси языков - немецком, польском, русском и, вероятно, идиш. В доме доминировали польский и немецкий, Шульц вспоминал, как мать читала ему по-немецки Гете.
Учился в дрогобычской гимназии им. Франца Иосифа. Гимназию Шульц заканчивает с особыми успехами в рисовании и польском языке. Получив рекомендацию для поступления в университет, он тем не менее по настоянию родителей начинает учебу на архитектурном отделении Львовского политехнического института, затем прерывает ее из-за начавшейся Первой мировой войны.
В 1917 году, когда семья временно живет в Вене, он несколько месяцев посещает занятия в Венской академии изящных искусств. Рисование становится основной профессией Шульца, в 1924 году он начинает службу учителем рисования в дрогобычской гимназии им. Владислава Ягеллы (Дрогобыч к тому времени вошел в состав Польши).
В начале 20-х годов он работает над циклом рисунков "Книга идолопоклонства", участвует в нескольких коллективных экспозициях в Варшаве и Львове, позже устраивает персональную выставку в Трускавце.
В середине 20-х годов в Закопане Шульц сблизился с начинающим писателем Владиславом Риффом, а позже там же с молодым прозаиком Деборой Фогель. Письма к ним, написанные в форме развернутых прозаических фрагментов, он позже переработает и сделает основой своей первой книги "Коричные лавки". В 1933 году во время очередного приезда в Варшаву Шульц случайно знакомится с уже знаменитой писательницей Зофьей Налковской, которая помогает ему издать книгу. Дебют Шульца становится почти литературной сенсацией.
После выхода "Коричных лавок" Шульц переживает самые деятельные годы своей жизни: работает над второй книгой - "Санаторий под клепсидрой", вместе со своей невестой Юзефиной Шелиньской, вероятно, желая приобщить ее к литературному труду, переводит "Процесс" Кафки. Кстати, история отношений с Юзефиной Шелиньской, многолетняя помолвка, мучительные колебания между женитьбой и творческим одиночеством и, наконец, разрыв, удивительно напоминают роман Кафки с Фелицией Бауэр.
В 1937 году выходит вторая книга Шульца "Санаторий под клепсидрой", и это событие завершает недолгий период творческих удач и надежд.
Шульц предпринимает попытки издать "Коричные лавки" в Италии и Франции, организовать персональную художественную выставку в Париже, но все они оканчиваются неудачей.
В начале 1939 года у него развивается депрессия, а 1 сентября Германия нападает на Польшу, и период относительно спокойных биографий заканчивается. Шульц проживает последний мученический период своей жизни. Дрогобыч дважды переходит из рук в руки: сначала его оккупируют немецкие войска, затем "освобождают" советские. В короткий период советской власти Шульц успевает испытать на себе ее мрачный абсурд: его заставляют написать портрет Сталина и большое полотно "Освобождение народа Западной Украины", а затем арестовывают и подвергают допросу в НКВД за использование в картине голубого и желтого цвета, что было расценено, как проявление украинского национализма.
В 30 июня 1941 года Дрогобыч занимают немцы, и последние полтора года своей жизни Шульц, истощенный физически и психически, проводит в гетто. Парадоксально, но при этом Шульца взял под свое покровительство начальник гестапо в городе Феликс Ландау.
Ландау был так поражен талантом Шульца, что потребовал, чтобы тот разрисовал детскую комнату в его доме рисунками по мотивам немецких сказок. Шульц создал три росписи, на которых изображены королева, клоуны и карета с кучером. Причем рисунок кучера являлся автопортретом Шульца. Несмотря на покровительство Ландау Шульц был расстрелян 19 ноября 1942 года вместе с 230 другими евреями городка.
Существует версия, что Шульц был застрелен гестаповцем на улице дрогобычского гетто.
Ряд его литературных произведений и практически вся живопись утрачены.
В 2001 году в Дрогобыче был идентифицирован дом, в котором проживал Ландау с настенными рисунками Бруно Шульца. Но пока произведение искусства Украина собирались реставрировать, рисунки вместе с фресками исчезли. Впоследствии основные элементы рисунков обнаружились в иерусалимском институте Яд Вашем. Украинцы и поляки дружно призвали к возвращению рисунков.
Его тексты, в которых повседневная жизнь маленького провинциального городка становится фантастической притчей о судьбах мира, перенесены на театральную сцену («Умерший класс» Тадеуша Кантора), экранизированы («Санатория под клепсидрой» Войцеха Хаса), стали основой анимационных фильмов («Улица Крокодилов» Стивена и Тимоти Куай, 1996), музыкальных произведений (опера Дж. Вулрича «Улица Крокодилов»).
На русский язык книги Бруно Шульца перевёл в начале 1990-х Асар Эппель.