Юлиуш Словацки (1809-1849)

Юлиуш Словацки (польск. Juliusz Slowacki) - великий польский поэт и драматург. Причисляется к величайшим польским поэтам эпохи, основоположником польского романтизма наряду с Мицкевичем и Норвидом. Юлиуш Словацки родился 4 сентября 1809 года в Кременеце, Подольская губерния, Российская империя (ныне — Тернопольская область, Украина). Умер 3 апреля 1849 года в Париже, Франция.

Биография

Сын Эузебиуша Словацкого, профессора Кременецкого лицея и Виленского университета. После его смерти мать Саломея  (до замужества Янушевская) вышла вторым браком замуж за доктора медицины и философии Августа Бекю. Благодаря ему, юноша с юности общался с видными польскими литераторами и интеллектуалами (был знаком, в частности, с Адамом Мицкевичем, Иоахимом Лелевелем, Яном Снядецким, Анджеем Снядецким) и получил хорошее образование.

В 1828 году Юлиуш Словацкий окончил Виленский университет им. Стефана Батория. В 1829 году переехал в Варшаву и поступил на должность в государственную комиссию по доходам и казне. Во время Ноябрьского восстания 1830 года некоторое время был обозревателем событий, написал несколько патриотических стихов. В декабре 1830 года вместе с посольством Сейма выехал в Лондон. В патриотических стихах, написанных в этот период, звучит голос поэта-гражданина. "Воскресение народа стало моментом воскресения мечтаний," - писал позже Ю. Словацки в автобиографии.

После подавления Ноябрьского восстания вынужден был остаться в эмиграции и поселиться в Париже, где и издал свои первые стихотворные произведения. В 1833—1835 годах жил в Швейцарии, позднее до 1838 годах путешествовал по Италии, Греции, Египту, Палестине, Сирии. Последние годы жизни провёл преимущественно в Париже. В 1842 году познакомился с Анджеем Товяньским и на недолгое время примкнул к его Кругу Божьего дела.

Умер в Париже в 1849 году от туберкулёза. Был похоронен на кладбище Монмартра. В июне 1927 года его прах по распоряжению Юзефа Пилсудского был перевезён в Краков и помещён в Вавельском кафедральном соборе рядом с могилой Адама Мицкевича. В день захоронения праха Словацкого в Вавеле в Вильне была открыта мемориальная таблица с бюстом поэта на доме, в котором он жил в квартире Бекю. На Монмартре сохранилось первоначальное надгробие.

Творчество

Несчастливая юношеская влюблённость в Людвику Снядецкую, дочь профессора Анджея Снядецкого, и самоубийство ближайшего друга, поэта и ориенталиста Людвика Шпицнагеля, стали биографической канвой первых подражательных стихотворных произведений на темы одиночества.

Дебютировал в печати в 1830 году поэмами «Гуго», «Ян Белецкий». В ранних романтических поэмах ориентальной и исторической тематики отчётливо влияние Байрона и Мицкевича. Написанная в 1829 году драма «Миндове» в жанровом отношении близка шекспировским драматическим хроникам и обнаруживает интерес автора к механизму феодальной борьбы за власть.

Первый сборник. В лирике доминируют мотивы патриотической скорби, революционной стойкости, 1836, опубликован 1839; «Моё завещание», 1839—1840, и другие). Многие произведения Юлиуша Словацкого посвящены разгрому Ноябрьского восстания в 1831 году, судьбам эмиграции и польских ссыльных. В них он выступал с позиции польской шляхты. Ему принадлежит несколько сочинений в жанре исторической прозы.

В своих ранних произведениях Ю. Словацки подражал Байрону и Шекспиру. В период зрелого творчества стал выразителем исканий и разочарований своего поколения, предъявляя от его имени счет жизни и истории.

Творчество поэта поражает многогранностью жанровых поисков, обилием замыслов, многие из которых, впрочем, так и не были доведены до конца. Особенно значителен его вклад в развитие романтической драмы.

Драмы "Кордиан" (изд. 1834, пост. 1899), "Балладина" (1835, изд. 1839, пост. 1862), "Лилла Венеда" (1840, пост. 1863), являются шедеврами польской драматургии. Мотивы индивидуального трагизма переплетаются в них с национальными историко-философскими проблемами.

В драмах "Балладина" и "Лилла Венеда" поэт пытался найти в мире мифов и преданий образцы национального характера и истории. Мастерство в соединении трагических и комических мотивов, фантазии и реальности, которое заметно в "Балладине", наиболее полно проявилось в поэме "Беневски" (1841, неокончена), шедевре романтического субъективизма и литературной полемики.

Другие важнейшие произведения Ю. Словацкого: прозаическая поэма "Ангелли" (1938); драмы "Горштынский" (1835), "Мазепа" (1840), "Серебряный сон Саломеи" (1844), "Самуэль Зборовский" (1845); романтическая комедия "Фантазий" (1841); неоконченная историко-философская поэма "Король-дух" (1845-1849).

Творчество Ю. Словацкого оказало огромное влияние на развитие польской литературы ("Молодая Польша" признала поэта своим покровителем и предшественником) и по сей день является живым источником идейного и художественного вдохновения.

Произведения

Интересные факты

  1. В России произведения Словацкого, как и других польских поэтов-эмигрантов, долгое время были запрещены и поэтому мало известны. Среди первых переводов — трагедия «Мазепа» в переводе Н.Л.Пушкарева («Отечественные записки», 1874, № 7), «Ренегат» в переводе П.А.Козлова («Русская мысль», 1880, № 3), а также в его же переводе отрывки из поэм «Ян Белецкий» и «Монах»; «Отец зачумленных» в переводе А.Селиванова («Вестник Европы», 1888, № 10). В конце XIX века и начале XX века появились переводы К.Д.Бальмонта (драмы «Балладина», «Лилля Венеда», «Геллион-Эолион» и другие произведения), Д.Д.Бохана и других русских поэтов. После Второй мировой войны публиковались переводы А.Ахматовой, Б.Пастернака, Л.Мартынова, В.Луговского и других мэтров поэзии.
  2. Памятник Юлиушу Словацкому в Варшаве был открыт в 2001 году. Отлит по довоенному гипсовому слепку Эдварда Виттига. Статуя Словацкого установлена на высоком цоколе в центре Банковской площади. Раньше на этом месте находился памятник Феликсу Дзержинскому, который в 1989 году, в атмосфере широкого общественного одобрения, был демонтирован.

©2006-2016. Polsha.su