Кшиштоф Кеслевский (1941-1996)

Кшиштоф Кеслевский (польск. Krzysztof Kieślowski) — польский режиссёр и кинодраматург. Широко известен по циклам фильмов "Три цвета" и "Декалог".

Родился в Варшаве и вырос в нескольких маленьких городках, всюду перемещаясь за своим отцом-инженером, больным туберкулезом, которому требовалось лечение. В шестнадцать лет он посещал краткие курсы пожарного, но бросил их через три месяца. Без какой-либо цели, в 1957 году поступил в колледж театральных техников в Варшаве, потому что там у него были связи. Он твердо решил стать театральным режиссёром, но в то время не было специальных учебных программ для режиссёров, и он пожелал изучать киноискусство как неплохой вариант.

Покинув колледж и работая как театральный костюмер, Кеслевский направился в Школу кинематографии в городе Лодзь, — прославленная школа, выпустившая таких великих режиссёров, как Роман Полански и Анджей Вайда. Дважды проваливал экзамены. Чтобы избежать службы в армии, он стал студентом отделения гуманитарных наук. После нескольких месяцев успешного ускользания от службы, с третьего раза поступил в Школу кинематографии. Но Кеслевский очень скоро потерял интерес к театру и решил снимать документальное кино.

Кшиштоф Кеслевский умер в 54 года 13 марта 1996 года после сердечного приступа, во время операции на сердце. Похоронен на Повонзковском кладбище в Варшаве.

Творчество

Документальное кино

В своих ранних документальных фильмах Кеслевский сосредоточился на повседневной жизни горожан. Хотя его фильмы и не были откровенно политическими, из-за попыток изобразить жизнь Польши он вступал в конфликт с властью. В фильме "Автобиография" он совместил документальную хронику собраний Политбюро с историей о человеке, который находится под слежкой власти. Хотя Кеслевскому поверили, что его фильм был анти-авторитарным, его коллеги обвиняли его в сотрудничестве с властью.

Позже Кеслевский говорил, что перестал заниматься документалистикой из-за двух случаев: цензура, которая побудила его сомневаться в возможности говорить правду при авторитарном режиме ("Работники '71"), и инцидент во время съемок фильма "Вокзал", когда часть его съемочного материала была использована как доказательство в уголовном деле. Он решил, что вымысел может не только дать большую художественную свободу, но и показать жизнь более правдиво.

Художественное кино

Его первый не документальный фильм "Персонал", был сделан для телевидения и выиграл первый приз на кинофествале в Манхейме. И "Персонал", и его следующая картина "Шрам" были сделаны с чертами соцреализма и большими актёрскими составами: Эти фильмы были сняты в стиле документального кино с большим количеством непрофессиональных актёров; как и его ранние фильмы, они изображали повседневную жизнь под бременем прогнившей системы, но без открытого комментария.

"Кинолюбитель" (Золотая премия и Премия Международной федерации кинопрессы XI Московского кинофестиваля), и "Случай" продолжают похожую линию, но теперь больше фокусировались на этическом выборе отдельного человека, нежели на проблемах группы людей. В тот период Кеслевский присоединился к "свободной группе", в которой состояли такие польские режиссёры, как Януш Киевски, Анджей Вайда и Агнешка Холланд. Его связь с этими режиссёрами стали причиной возмущения внутри польского правительства, и все его предыдущие фильмы вновь были подвергнуты цензуре.

"Без конца". Этот фильм жестко критиковали и правительство, и диссиденты. Начиная с этого фильма, работы Кеслевского стали ассоциировать с его двумя постоянными сотрудниками, — сценаристом Кшиштофом Пасиевичем и композитором Збигневом Прайснером. Пасиевич был адвокатом; Кеслевский встретил его, пока исследовал политические судебные дела для документальной основы фильма. Пасиевич стал соавтором всех его последующих картин. Прайснер написал музыкальную тему для фильма "Без конца" и почти для всех его последующих фильмов; музыкальная тема часто играет важную роль с фильмах Кеслёвского и многие пьесы Прайснера упоминаются в его фильмах. В таких сценах их обычно обсуждают персонажи как работы вымышленного голландского композитора Ван дер Буденмаера.

"Декалог" — десять коротких картин об окраинах Варшавы, каждая из которых базируются на одной из Десяти заповедей; это наиболее одобренная критикой работа Кеслевского.

Последние четыре фильма Кеслевского были сняты в со-производстве с иностранными компаниями, в основном благодаря французским деньгам и продюсеру Мартину Кармицу. В этих фильмах Кеслевский сосредоточился на нравственных проблемах и метафизике, продолжая темы, начатые в фильмах "Декалог" и "Случай", но в более абстрактной форме, с меньшим актёрским составом, с духовными исканиями отдельных героев, а не групп людей. Польша изображалась в этих фильмах через взгляд европейцев-иностранцев. Эти последние четыре фильма стали наиболее коммерчески успешными.

В первом из этих фильмов, "La double vie de Véronique" ("Двойная жизнь Вероники") (1990), сыграла известная актриса Ирен Жакоб. Успех этой картины позволил Кеслевскому осуществить его амбициозный проект — трилогию "Три цвета" ("Синий", "Белый", "Красный"), произведение, получившее наибольшее одобрение критики после "Декалога" и первый его международный коммерчески успешный фильм. Эта трилогия собрала призы таких престижных международных кинофестивалей, как "Золотой лев" за лучший фильм на Венецианском кинофеставале ("Три цвета: Синий"), "Серебряный медведь" за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале ("Три цвета: Белый"), три номинации на Оскар. Эту трилогию причисляют к наивысшим достижениям в современном кинематографе.

Смерть и наследие

Кшиштоф Кеслевский умер в 54 года 13 марта 1996 года после сердечного приступа, во время операции на сердце. Похоронен на Повонзковском кладбище в Варшаве.

Прошло уже много лет после смерти Кеслевского, а он всё ещё остаётся одним из наиболее влиятельных режиссёров Европы, его работы изучаются на занятиях по киноискусству в университетах всего мира. Книга 1993 года "Кеслевский о Кеслевском" описывает его жизнь его же словами, взяв за основу интервью, взятые у него Дануцией Сток. Также снят биографический фильм "Я так себе" (1995), который срежиссировал Кшиштоф Вежбицкий.

Хотя он и утверждал, что закончит снимать после "Трех цветов", но незадлго до своей смерти приступил к работе над новой трилогией в соавторстве с Пасиевичем, которая должна была состоять из трех частей: Рай, Ад и Чистилище, по "Божественной комедии" Данте. Единственный законченный сценарий, "Рай", был снят Томом Тыквером и показан впервые в 2002 году на Кинофестивале в Торонто. Другие два киносценария на момент смерти Кеслевского существовали в виде тридцатилистных набросков. Пасиевич закончил эти сценарии. "Ад" срежиссировал боснийский режиссёр Данис Танович, с Эммануэль Беар в главной роли — был выпущен в 2005 году.

Польский актёр и режиссёр Ежи Штур, который сыграл в некоторых фильмах Кеслевского и был соавтором сценария фильма "Кинолюбитель", срежиссировал исправленный им сценарий Кеслевского под названием "Большой зверь".

Фильмография

Документальные/короткометражные фильмы

1966 — Трамвай / Tramwai
1966 — Учреждение / Urząd
1967 — Концерт желаний / Koncert Życzeń (Concert Of Wishes)
1969 — Из города Лодзь / Z miasta Łodzi
1970 — Я был солдатом / Byłem żołnierzem
1971 — Работники '71: Ничего о нас без нас / Robotnicy '71: Nic o nas bez nas
1972 — Рефрен / Refren
1973 — Подземный переход / Przejście podziemne
1973 — Каменщик / Murarz
1974 — Первая любовь / Pierwsza miłość
1975 — Автобиография / Życiorys
1976 — Хлопушка / Klaps
1976 — Госпиталь / Szpital
1976 — Покой / Spokój
1977 — Я не знаю / Nie wiem
1978 — С пункта слежения ночного сторожа / Z punktu widzenia nocnego portiera
1980 — Разговаривающие головы / Gadające głowy
1981 — Станция / Dworzec
1981 — Короткий рабочий день / Krótki dzień pracy

Художественные фильмы

1975 — Персонал / Personel
1976 — Шрам / Blizna
1979 — Кинолюбитель / Amator
1981 — Случай / Przypadek
1984 — Без конца / Bez końca
1988 — Декалог / Dekalog
1988 — Короткий фильм об убийстве / Krótki film o zabijaniu
1989 — Короткий фильм о любви / Krótki film o miłości
1991 — Двойная жизнь Вероники / La Double vie de Véronique/Podwójne życie Weroniki
1993 — Три цвета: Синий / Trois couleurs: Bleu
1994 — Три цвета: Белый / Trois couleurs: Blanc/Trzy kolory: Biały
1994 — Три цвета: Красный / Trois couleurs: Rouge

©2006-2016. Polsha.su