Витольд Лютославский (1913-1994)
За Витольдом Лютославским (1913-1994), выдающимся польским композитором, репутация классика прочно закрепилась уже в 60-е годы. В музыкальных кругах нашей страны он пользовался огромным авторитетом примерно с конца 50-х: его партитуры тщательно изучало поколение Р. Щедрина, С. Губайдулиной, А. Шнитке, С. Слонимского, активно усваивая многие композиционные приемы польского мастера. Уже будучи всемирно известным, Лютославский редко приезжал в СССР. Он побывал там всего трижды, в России же — ни разу. На то были свои причины. Вначале — страх перед его авангардистским влиянием на советских композиторов, затем (с 1980 года) — в период активной деятельности мятежной "Солидарности" — композитора, как и многих других видных польских мастеров культуры (А. Вайду, Д. Ольбрыхского, Г. Голоубека и др.), советские чиновники от дипломатии зачислили в "черный список" творцов, не допускаемых к "распространению" в СССР. Поэтому музыка Лютославского в нашей стране звучала в очень ограниченном объеме.
Между тем, его международная слава неуклонно росла: произведения Лютославского издавались в Англии, во многих странах проходили фестивали творчества композитора. В числе исполнителей его опусов — Д. Фишер-Дискау, М. Ростропович, Дж. Шолти, П. Булез и др. Все произведения Лютославского записаны на диски лучшими фирмами грамзаписи (в 90-е годы сам композитор даже затруднялся составить полную дискографию своих сочинений). Он получил все самые престижные премии, звания и награды, а его последнее сочинение — Четвертая симфония (1992) — была признана в 1993 году лучшим произведением в мире (премия The Classical Music Awards). Многие знатоки музыкального искусства причисляли Лютославского наряду с французом Оливье Мессианом к самым выдающимся представителям последней трети XX века.
Лютославский родился 25 января 1913 года в Варшаве, где прожил всю жизнь. До поступления в консерваторию его занятия музыкой носили нерегулярный характер из-за отсутствия у семьи достаточных материальных средств (отец Юзеф Лютославский был расстрелян в Москве в 1918 году по приказу Дзержинского; мать одна воспитывала троих сыновей). И все же в 1932 году он стал студентом варшавской консерватории по классу композиции у В. Малишевского, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, и по классу фортепиано у Е. Лефельда. После учебы — служба в армии, в войсках радиосвязи. В 1938 году — композиторский дебют ("Симфонические вариации"), но дальнейшие планы стажировки в Париже у знаменитой Нади Буланже были сорваны начавшейся второй мировой войной. Действующая армия, окружение, немецкий плен и побег... Фортепианный дуэт Лютоcлавский-Пануфник, выступавший в артистических кафе оккупированной Варшавы. Среди парафраз и обработок в репертуаре молодых музыкантов в 1941 году появился и ныне известный парафраз Лютославского "Вариации на тему Паганини" (у нас его исполняют в оркестровой версии Н. Петров и В. Виардо).
В 50-е годы у Лютославского случился творческий кризис, который был вызван не только идеологическим давлением, "борьбой с формализмом", но и сугубо творческими проблемами. Композитор мучительно ищет новые методы упорядочения 12-тоновой вертикали, каковые поиски к концу 50-х сложатся в его уникальный стиль. Он отличался жестко избирательной позицией к новым приемам композиционной техники и, что, пожалуй, более существенно, умением авторизовать новые средства, открыть в них неожиданный ракурс. Лютославский создал собственную 12-тоновую систему организации звука, обогатив ее новым прочтением алеаторики, воспринятой от американца Джона Кейджа. В результате возникла алеаторная техника самого Лютославского, распространенная им и на средства ритма и фактуры. Однако композитор всегда оставался на фундаменте европейских музыкальных традиций, поэтому его открытия не просто изменили звуковую субстанцию музыки, но проникли в наиболее консервативную ее сферу — форму и новаторски изменили ее. Лютославский создал уникальную симфоническую форму в таких сочинениях, как Вторая симфония (1976), "Книга для оркестра" (1968), Виолончельный концерт (1970), прелюдии и фуга для струнных (1972) и др. Неудивительно, что не только многие из композиционных приемов Лютославского, но и сам тип его музыкального мышления, механизмы развертывания музыкального процесса, оказали сильное влияние на композиторские школы СССР, Чехословакии, Венгрии, Германии и других стран.
В последний период творчества (80-е годы) Лютославский продолжает работать в области симфонической формы: с одной стороны, заметно его стремление к развитию находок 60-х (Двойной концерт для гобоя, арфы и струнных, 1980; "Chain 1" для камерного ансамбля, 1983; "Chain 3" для концерта, 1986), с другой — поиски свежих контактов с классическими традициями (Партита для скрипки и фортепиано, 1984; оркестровая версия, 1988; фортепианный концерт, 1988; Третья и Четвертые симфонии, 1983 и 1992).
Лютославский — представитель элитарной культуры, той ее линии, которая также связана с именами Клода Дебюсси и Игоря Стравинского. Этих композиторов роднит тончайшая филигранность письма, ощущение изысканности и совершенства в деталях и целом. Поэтическая одухотворенность, очищенность от непосредственных жанровых влияний (за редким исключением) и вместе с тем острая современность гуманистических по своей сути образов — в этом весь Лютославский. Поражает близость его миросозерцания к шопеновскому. Оба — и Шопен, и Лютославский, относящиеся, несомненно, к одному и тому же национальному генотипу, — по разным причинам соприкасались с французской культурой, оба обнаружили (каждый в рамках своей эстетики и стиля) тяготение к классической стройности архитектоники, оба стремились к тщательному отбору выразительных средств, а эмоции пропускали через строжайший эстетический фильтр.
Подспудный драматизм, прорывающийся в остроту трагических звучаний, божественно красивые "созерцания", растворяющие время в пространстве, проникающая в душу лирическая интимность — таковы впечатления от музыки Витольда Лютославского, которую сам композитор считал "лекарством от одного из самых мучительных недугов человека — чувства одиночества ".
Витольд Лютославский (польск. Witold Lutosławski), родился 25 января 1913 года в Варшавае. умер 7 февраля 1994, Варшава, Польша) — польский композитор и дирижёр, один из крупнейших музыкантов XX века.
Композитор впервые применил 12-тоновую серию как основу организации музыкального материала, в "Венецианских играх" (1961) — технику алеаторики. Свой метод Лютославский назвал "контролируемой алеаторикой".
Имя Витольда Лютославского известно во всем мире. Не одно поколение российских и зарубежных композиторов училось на партитурах Лютославского.
Витольд Лютославский родился в Варшаве, где и скончался 7 февраля 1994 года. В 1937 году закончил Варшавскую консерваторию по классу композиции у В. Малишевского, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, а годом раньше – по классу фортепиано (у Е. Лефельда). В 1938 году - композиторский дебют («Симфонические вариации»), а в 1939 году – Вторая мировая: действующая армия, плен и побег, музицирование в оккупированной Варшаве и… музыкальные эксперименты, способствующие выработке в 40-е годы собственного варианта неоклассицистского стиля (Первая симфония).
Творческий кризис в послевоенные 50-е был вызван не только идеологическим давлением, проходившим под лозунгом «борьба с формализмом», но и сугубо творческими проблемами. Композитор мучительно ищет новые способы упорядочения двенадцатизвуковой вертикали, которые в конце 50-х начнут складываться в его собственный стиль.
Международная слава пришла к композитору в начале 60-х годов: его произведения издавались в Англии, во многих странах проходили фестивали его творчества, среди исполнителей произведений Лютославского – П.Булез, Д.Баренбойм, Э.-П.Салонен, С.Ратль, К.Аббадо, Д.Шолти, А.-С.Муттер, Д.Фишер-Дискау, Г.Рождественский, Н.Ярви, М.Ростропович, Н.Гутман, Н.Петров, В.Виардо… Композитор был удостоен всех самых престижных наград и премий в мире, а его «лебединая песня» – Четвертая симфония – была признана лучшим сочинением 1993 года (премия «The Classical Music Awards»).
В.Лютославский был в составе жюри многих международных конкурсов и фестивалей (в том числе «Варшавская осень»), вице-президентом Международного Общества современной музыки, вел классы мастерства в крупнейших музыкальных центрах США и Европы.
В России по ряду причин музыка польского мастера звучала мало: в 60-е годы композитор «не рекомендовался» в силу нежелательных - «авангардистских» - влияний на композиторов СССР, а с 1980 года (в период деятельности мятежного движения польской «Солидарности») Лютославского не допускали по политическим соображением.
В 1978 году в Москве и Ленинграде состоялись два его авторских концерта, в 1981 году в рамках Международного фестиваля современной музыки в Москве был исполнен Двойной концерт для гобоя, арфы и струнных. Творчество Лютославского 80-х – 90-х годов в России практически не известно: в БЗК 29 октября 1995 года впервые были исполнены Концерт для фортепиано с оркестром (1988) и Четвертая симфония (1990-1992) в исполнении ГСО п/у В.Понькина.
Определяя свое место среди композиторов ХХ века, Лютославский утверждал, что не имеет отношения к традициям новой венской школы (Шёнберг, Веберн) и чувствует гораздо более тесную связь с Дебюсси, Стравинским, Бартоком, Варезом.